Шри Шакти Янтра — чертежи Бога.

В санскрите слово янтра имеет не менее двух значений. Оно происходит от корня ям, означающего «поддерживать, удерживать». Слово «удерживать» означает также «содержать, сохранять» сущность объекта, мысли и концепции. Слог тра происходит от слова трапа: «освобождение от уз». Таким образом, янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. В более широком смысле слово янтра означает в санскрите «инструмент«. Когда слово ям используется в его символическом смысле (Яма — бог Смерти), а тра означает достижение троны, или свободы, янтра понимается как то, что приносит мокшу — освобождение от объятий смерти (цикла смертей и перерождений).
Три стороны или три угла этого треугольника имеют ряд символических значений, связанных с числом 3. Так они означают: Шакти, проявленную в трех Своих аспектах — как воля (иччха), знание (гьяна) и действие (крийа). А также Шакти трех Богов — Брахмы, Вишну н Рудры (Шивы), выполняющих функции творения, сохранения и разрушения вселенной. Другое значение треугольника — это три гуны (саттва, раджас и тамас), представленные как его стороны, в то время как само бинду, находящееся в центре, выше каких-либо гун, или материальных качеств природы (гунатита). Основной треугольник (мула-трикона) означает также три следующих аспекта Шакти-молодую, (Тривидха-бала), прекрасную, (Трипура-сундари) и ужасающую (Трипура-бхайрави). Мула-трикона также выражает собой тройной процесс творения (шршти), поддержания (стхити) и растворения (самхара).
Из центрального треугольника (мула-трикона) развертываются большие треугольники, которые образуют своими вершинами окружности, все более удаленные от центра диаграммы. Всего этих треугольников (йони) в Шри Чакра девять (нава), поэтому Шри Чакра (или Шри Янтра) иногда называют Навайони Чакра. Из этих 9-ти пересекающихся между собой треугольников — пять, направленные вершинами вниз символизируют Шакти, в то время как четыре, направленные вверх — Шиву. На каждой из окружностей, образованных вершинами треугольников, или — между ними, — пребывают различные божества, являющиеся манифестациями Шива-Шакти и ответственные за те или иные функции во вселенной. Они управляют различными элементами, или стихиями и силами вселенной, такими как душа, тело, имя, форма, звук, касание, вкус, запах, ум, разум, эго и т.д., т.п., а также, такими различными силами как привлекательность и отвращение, любовь и ненависть, страсть и гнев и т.д. Все эти божества имеют свои формы, орудия и спутников, символизирующих то или иное состояние, или элемент материальной вселенной, или определенную силу чего-либо.

Джохари Хариш.
Шри Шакти Янтра.
5 треугольников направленных вниз символизируют Шакти, 4 направленных вверх — Шиву.
Круги символизируют величие Шакти (т.к. не имеют начала и конца), лепестки — развитие, их границы — убежище, которое можно получить на территории Шакти. Центральная точка янтры — лотосные стопы Шри Ади Шакти, которые являются конечной целью искателя Истины.
Из 43 маленьких треугольников 9 символизируют Шакти, 10 — чувства, 5 — дыхание, 5 — элементы, 10 — материю, 4 — случайности (casuals). Четырехугольник — символ Брахмы. 16 лепестков — выполнение желания, благословленных Деви, 8 — спасение от трудностей.
Удовлетворение связывают с 14 треугольниками, отречение и преданность — с 10, защиту от зла — 10 внутренних треугольников, здоровье — 8. Абсолютное знание, совершенство, завершенность и вечное блаженство — центральная точка.
Шакти Янтра символизирует полноту Вселенной и благоприятность и могущественность Божественного Присутствия Ади Шакти, которая инкарнируется как Махаватара для возвращения своих последователей к их Духу. 
«Саундарья Лахари», Шри Шанкарачарья.
Шри-янтра (её называют ещё Шри-Чакрой или Лалита-Чакрой), посвященная главной богине — Шри, творческой энергии бога Шивы, его Шакти. Ее центр отмечен точкой, называемой «бинду» — капля, семя мира, источник бесконечного. Из точки развивается рисунок янтры, завораживающий повторением подобных, но разновеликих треугольников. Четыре из них обращены вершинами вверх и символизируют Шиву, мужское начало, а пять — вершинами вниз и символизируют Шакти, женское начало. Их совмещение представляет созидательную энергию, порождающую весь сущий мир. Наложенные друг на друга девять главных треугольников образуют 43 малых треугольника. Пересечения линий, особенно густых в центре и разреженных к периферии, создают эффект расширения, дробления, развития, пока углы треугольников не соприкоснутся с окружностью. Можно думать, что в графическом виде здесь представлена общая для индийской традиции теория эволюции Вселенной из единого центра, носящего имя Брахман, в котором все сущее находится в слитом виде, пока некий импульс не дает начало процессу творения. Тогда возникают предметы и живые существа, наделенные собственными качествами и обособленные друг от друга, рождается мир «имен и форм» — «нама-рупа». Окружность — место индивидуального существования, и путь духовного совершенства рассматривается как движение к центру, к Брахману.
Центральная часть Шри-янтры окружена двумя поясами с лепестками лотосов по восемь и шестнадцать в каждом. Лепестки указывают на кардинальные точки света, основные и промежуточные. Так лотос сам предстает моделью Вселенной. Внешний контур янтры имеет форму квадрата , усложненную Т-образными выступами на каждой стороне, служащими выходами в трансцендентное пространство.

8 комментариев (+add yours?)

  1. Гутака
    Авг 26, 2008 @ 10:16:31

    Очень даже!

    Ответить

  2. Trackback: Сахастрара « Сахаджа Йога.Live
  3. Liliya
    Окт 18, 2009 @ 06:53:14

    Здорово! Давно хотела заняться более глубоким изучением «янтризма», да всё времени не хватало, а тут вот на блюдечке с голубой каёмочкой. Спасибо!

    Ответить

  4. Борис
    Ноя 26, 2009 @ 00:33:54

    Вот способ построения своей Шри Янтры
    http://visio.artberg.ru/store/yantra.zip
    Борис

    Ответить

  5. Светлана
    Июн 23, 2013 @ 19:23:16

    метод предложенный Борисом не соответствует описанию «Из центрального треугольника (мула-трикона) развертываются большие треугольники, которые образуют своими вершинами окружности, все более удаленные от центра диаграммы.»

    Ответить

  6. Trackback: Круглый календарь — мандала | Сахаджа Йога.Live

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: