Мы все одержимы?

Поль Леви «Мы все одержимы?» (краткий перевод)

«ARE WE POSSESSED?» by Paul Levy

***

К. Г. Юнг, великий врачеватель душ и один из самых вдохновенных психологов двадцатого века, имел невероятное понимание того, что в настоящее время разыгрывается как индивидуально, так и коллективно, в мире. Он пишет: «Если вдруг мы посмотрим на человечество как одну личность, мы увидим, что оно подобно влекомому бессознательными силами». Мы влекомы – «одержимы», и действуем бессознательно. Юнг развивает мысль дальше: «Понятие одержимости хотя и старомодно, но ни в коем случае не устарело: только название изменилось».

Раньше говорили о «злых духах», теперь мы называем их «невроз» или «бессознательные комплексы». Снисходительно думая, что современные рациональные люди не должны верить в неких примитивных демонов, мы попали под чары очень злых духов, считая их несуществующими. То, что древние называли демонами, есть психические явления, которые заставляют нас действовать против наших лучших намерений. Цитируя Юнга, «… психические условности порождают демонов активно, как никогда. Демоны в действительности не исчезли, но лишь приняли другую форму: они стали бессознательными психическими силами».

«Одержимость», согласно Юнгу, это «первобытное психическое явление, … особое состояние ума, характеризуемое тем, что определенное психическое содержание, так называемые комплексы, берут контроль над всей личностью, по крайней мере временно, до такой степени, что приостановливает свободную волю «я». Хотя одержимым может казаться, что у них есть свобода воли, их свобода является иллюзией. Они невольно используются в качестве инструмента для некоторых «других» энергий или сил, чтобы воплотить и выразить их через себя.

Наличие комплексов не всегда является патологией, поскольку они есть у всех. Что такое патология – так это думать, что у нас нет  комплексов; это является предпосылкой нашей уязвимости для одержимости.

Юнг поясняет: «Каждый знает, что сегодня люди имеют комплексы. Что не так хорошо известно, хотя и гораздо более важно теоретически, то что комплексы могут иметь нас». Чем больше у нас комплексов, тем более мы одержимы.

Нам не нужно  избавляться от наших комплексов, скорее, мы должны осознать их. Важно то, что мы делаем с нашими комплексами. Комплексы — психические установками, которые окрашивают и определяют наш психологический взгляд на мир.

Цитируя Юнга: «Царский путь» в мир бессознательного, тем не менее, лежит не через сновидение, а через комплекс, который и является автором снов и симптомов». Где «царский путь» – термин из христианского богословия, означающий «серединный путь, путь без впадения в крайности».* Собранные тематически (такие, как комплекс власти, комплекс спасителя, комплекс матери, комплекс неполноценности и т.д.), комплексы есть средства воплощения богатых залежей основных архетипов, давая бесформенным архетипам конкретные человеческие лица.

Комплексы являются живыми элементарными частицами психики, служа узловыми точками душевной жизни, в которых сосредоточены энергии заряда различных архетипов коллективного бессознательного. Эмоционально заряженные комплексы действуют как эпицентры магнитного поля, привлекая и вбирая в себя все, что имеет какой-нибудь резонанс, связь или отношение к ним.

Юнг, однако, отличает смысл его слова «одержимость» от значений, связанных с католической церковью, к примеру, когда он пишет, «церковная идея одержимости, следовательно, ограничивается исключительно редкими случаями, тогда как я использовал бы это в намного более широком смысле как обозначение часто встречающихся психических явлений». Одержимость, психологически говоря, есть отождествление себя с комплексами бессознательного и подчинение им, их выражение в наших действиях и жизни.

Юнг пишет: «Человечество было одержимо с самого начала». Одержимость является синонимом рабства. Юнг комментирует, что состояние одержимости сводится к «тому же вековому опыту: что-то объективное психическое и чуждое для нас, неконтролируемо и постоянно противостоит нашей воле». Одержимость означает быть вытесненым чем-то более сильным , быть захваченным и присвоенным чем-то, отличным от нас самих.

Юнг говорит: «Если мы всё еще к чему-то привязаны, мы все еще одержимы; и если мы одержимы, есть кто-то сильнее нас, кто владеет нами». У всех были моменты, когда мы были одержимы, когда мы были «не в себе», когда мы не были самим собой. Некоторые из нас всю жизнь проживают чью-то чужой жизнь, а не свою.

По словам Юнга, человек становится «марионеткой дьявола. Это может произойти только потому, что он полагал, что он отменил демонов, объявив их предрассудками. Он игнорирует тот факт, что они, в сущности, продукция некоторых факторов в психике человека». Называя демонов просто иллюзией, не понимая их психологической реальности, мы невольно стали одержимы ими. Демоны, психологически говоря, весьма реальны, поскольку они изменяют наше самовосприятие.

Юнг говорит: «Как правило, комплексы неосознанны, и это, естественно, гарантирует им всю свободу действий. В таких случаях их сила поглощения становится особенно заметна, поскольку бессознательное помогает комплексам поглотить даже эго, следствие чего — мгновенное и бессознательное изменение личности, отождествление личности с комплексом.

В Средние века это называлось по-другому, оно называлось одержимость». Мы, как современные люди, в той же мере действуем в нашем бессознательном, и являемся так же вовлечены в одержимость, как люди средневековья. Юнг комментирует: «… во всех случаях идентификация с бессознательным [комплекс] приводит к ослаблению сознания, в этом и заключается опасность. Вы не «создаёте» идентификации, вы не «идентифицируете себя», но вы ощущаете свою идентичность с архетипом бессознательно и поэтому одержимы ею». Хотя мы бросили идею демонов на алтарь нашей рациональности, по словам Юнга, «… сам человек взял на себя их функции, не зная об этом, и ведет дьявольскую разрушительную работу гораздо более эффективно, чем делали духи. В былые дни люди были жестоки, теперь же они бесчеловечны и одержимы до такой степени, какой даже самое тёмное средневековье не знало».

АВТОНОМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

«Автономными комплексами» являются части психики, которые отщеплены вследствие шока, травмы или другого нарушения, и живут, казалось бы, своей жизнью и по своей воле. Хотя мы подсознательно отождествляем себя с ними, автономные комплексы субъективно определяются как чуждые нам. Автономные комплексы действуют на нас, они знают о нас самое сокровенное, в конечном итоге должны бы быть «нашими», но, как это ни парадоксально, не принадлежат нам.

Наделенные сверхъестественной энергией автономные комплексы – это то, что наши предки привыкли называть «демонами». Демон или автономный комплекс, по словам Юнга, «ведет себя как ожившее инородное тело в сфере сознания». Юнг пишет: «Идея — как самостоятельное существо, хочет воплотиться настолько, что даже воплощается в теле; кто-то начинает играть в её игру и о нём потом говорят как о сумасшедшем. Идея овладевает кем-то, пока не утвердится как если бы была из его ума». Миллионы человеческих существ убивало и было убито ничем иным как навязчивой идеей.

Подчиняя и расщепляя психику, автономные комплексы подобны «вирусу вампира», тем что они — абсолютно «мертвая» материя; и только в живом существе они приобретают видимость жизни. Так же, как вампир оживает, сося нашу жизненную силу, мы буквально оживляем мертвых, когда мы бессознательно отождествляем себя с активированным автономным комплексом. Соучаствуя в нашем собственном жертвоприношении, мы невольно отдаём свою свободу, силу и жизненную силу в этом процессе.

Как раковые клетки, эти осколки психики — автономные комплексы могут стать слишком «опухшими» от психической энергии, а затем распространиться и разрастись в душе, потребляя, пожирая и поглощая здоровые аспекты психики. Вовлечение всех полезных частей психики в автономный комплекс потенциально может разрушить психику человека или народа.

Автономный комплекс не может стоять на виду, во многом таким же образом вампир ненавидит свет. Демон или автономный комплекс будет менять формы и делать все, что в его силах, чтобы сопротивляться освещению, которое кладет конец его самостоятельности и всемогуществу.

ИЩИТЕ ИМЯ

Когда мы «видим» демона, мы знаем его имя, которое помогает нам получить  на него управу.

Определение имени является актом экзорсизма, который разрушает заклинания власти демона над нами.

Юнг говорит, что «именование, как и крещение, крайне важно с точки зрения создания личности, магическая власть была приписана именно с незапамятных времен. Узнать тайну имени человека [или демона] значит иметь власть над ним». Это очень важно для нас, чтобы вновь ввести слово «демон» и «одержимость» обратно в наш лексикон, не боясь выглядеть примитивным, сумасшедшим или даже одержимым.

Мы должны расширить психо-духовную подвижность, чтобы ориентироваться в нашей внутренней и внешней природе. Быть «бесноватым», находиться под действием бессознательной психической силы свойственно всем нам, и будет большим преимуществом правильно называть наш опыт.

Учась сознательно расколдовываться, мир больше не пассивная жертва, поскольку мы понимаем и используем творческую и преображающую власть Слова, Логоса. Чтобы наиболее успешно бороться с демоном, мужественно обратим наше внимание на то, за что он цепляется внутри нас. Гностические «Евангелие от Филиппа», говорит: «До тех пор пока скрыт корень зла, оно сильно. Но когда он найден, зло растворяется. Проявляясь, оно умирает…». Что же, давайте копаться в поисках корня зла в нас и в наших сердцах.

Источник демонов заключается в нас самих. По сравнению с существованием «в силу» чего-то, демоны могут жить только в «отсутствие силы» наших собственных темных и неисследованных умов.

Короткая ссылка на эту заметку: http://wp.me/pacma-vd

* исправлено Mrs.Adams

Мы все одержимы?: 15 комментариев

  1. Владимир, если Вы сами переводили текст, прошу обратить внимание на ошибки и неточности перевода.

    В частности вот этот отрывок: «Цитируя Юнга: «Самый лёгкий путь [via regia] в бессознательном, однако, это не мечта … а комплекс, который является автором мечты и симптомов». В оригинале:
    “The via regia [royal road] to the unconscious, however, is not the dream…but the complex, which is the author of dreams and of symptoms.” — «должно быть переведено так:

    «Царский путь» в мир бессознательного, тем не менее, лежит не через сновидение, а через комплекс, который и является автором снов и симптомов». Где «царский путь» — термин из христианского богословия, означающий «серединный путь, путь без впадения в крайности».

    Сладующее предложение тоже переведено не совсем верно.

    Поскольку перевод с английского осуществлен местами не корректно, сама статья в некоторых местах искажает те смыслы, которые вкладывал сам Юнг в свое учение о комплексах…

    Простите, что выступаю с критикой, но Вы, если не ошибаюсь, дали на нее согласие…

  2. Спасибо, Ирина! Побольше бы такой критики 🙂 Я ведь не психолог и не переводчик… многие определения мне непонятны.

  3. сегодня мне сказали что я одержима,,,,после легкого шока,,,решила побродить в инт,,,,Юнг конечно великолепен,,,,,мнда,,,

    1. не одержим только Бог, но люди могут выбирать сами себе Господина, избавляться от непрошенных «гостей»…
      йоги пару раз в день себя проверяют, чистят, настраиваются на Высшую силу — результат того стоит!

  4. всем привет. да полезная статья. я чувствую большую потребность разобраться со своими комплексами. так много всего находится в подсознании… ммм серьезная тема… человек многое подавляет в себе нажелая это видить и осозновать… присутствует бегство от этого… не последнюю роль в этом играют дуальности умный-глупый, хороший-плохой, добро-зло… присутствует борьба этих противоположностей в человеке… думаю лучше осознание единства низшего и высшего начал в человеке чем победа добра над злом. необходим синтез. необходимо ЕДИНСТВО. это и есть целостность. помните Единство и борьба противоположностей??? Человек же норовит бороться со злом. вот стих про это:

    ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ТАК ПОХОЖИ
    Умный так глуп в своем сложном уме,
    Глупый — умен в своей простоте.
    Храбрый — трусливым боится побыть,
    Трусливый же смел раз решился так жить,
    Ленивый работает ночью и днем,
    Просто не в этом однако в другом,
    Трудяга трудится, пашет везде,
    Активный он отдых находит в труде,
    Добрый, добряк так всем помогает,
    Проблем и трудностей многих лишает,
    Мешает он в трудностях знанье открыть,
    Так зло и плохое он может творить,
    Творящий несчастия также пусть знает,
    Что что-то открыть другим помогает,
    Бывает что нищий, душою богат,
    Богатый же беден, деньгам только рад,
    Бывает здоровый болеет от страхов,
    Что в друг неожиданно умрет он от рака,
    Грешный же свят, он наивность имеет,
    Праведный эго, гордыню лелеет.
    Так что не просто понять и узнать,
    Как зло от добра нам тут отличать.

    все святые достигшие Просветления в той или иной степени говорят об недвойственности (адвайте) мира, т.к. отсутствия разделений на хорошее и плохое, думаю это то к чему необходимо придти. да и Шри Матаджи говорила что в этом мире нет ничего плохого, но борьба продолжается ))) если у вас есть мысли по этотому поводу пишите nirvikalpa @ mail (dot) ru

  5. Нужно особо подчеркнуть, то что в настоящее время такое явление как Одержание (одержимость) приняло КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ Масштабы.. Одержание (одержимость) это по сути «добровольная» отдача себя на разложение, все происходит медленно, почти незаметно… Ссылка:
    http://informationfordevelopment24.blogspot.com/

  6. Одержимость — полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию. (Свободная энциклопедия Википедия).
    Прочитал статью и хочу кое-что осветить об мудрости:
    17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа;
    18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
    (Еккл.1:17,18)
    17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
    18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
    19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
    20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
    21 Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
    22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
    23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
    24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
    25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
    26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
    27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
    28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, —
    29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
    30 От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
    31 чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом.
    (1Кор.1:17-31)

    Много мудрят знаменитые психологи, а также их читатели и интерпретаторы, главное в этой жизни найти Бога и приблизиться к Нему через принятие Иисуса как Господа и Спасителя, и тогда необходимо всего лишь противостать дьяволу и он убежит от вас, и всякие бесы поджав хвосты разбегутся в разные стороны, а с ними и психические расстройства.

    Желаю Вам найти правильный путь в вечность.

  7. Спасибо, Михаил. Но неужели вы думаете, что эти цитаты кому-то помогут? Кто читает длинные каменты? Я ещё понял бы ссылки на слова Христа… но Павел намудрил не менее «знаменитых психологов».

  8. отличная статья. только почему сразу вслед за ней в комментариях появилось столько отрелигиоженных?
    «главное в этой жизни найти Бога и приблизиться к Нему через принятие Иисуса как Господа и Спасителя» .. мда.. что за бредни.

  9. 🙂 Встретились две крайности, один фанатик дрогой атеист и тот и другой не поняли Юнга:)

  10. volodimir108 спасибо за шикарную статью Поля Леви. От себя хочу добавить что ложь развращает душу, а подчинение демонам не что иное как ложь самому себе. Поэтому, на мой взгляд,Юнг видит в признании собственных комплексов спасение от одержимости. Признавая свою несвободу человек признает своих демонов, а дам им имя получает власть ими управлять.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.