Шивкумар Шарма — живая легенда сантура.

«Мне кажется, что Музыка создана

Shivkumar Sharma
Shivkumar Sharma

не для развлечения. Всю жизнь я мечтал играть
такую музыку, которая заставит слушателей
забыть о том, что надо аплодировать,
которая заставит слушать молча.
И однажды моя мечта сбылась.
Я играл одну рагу,
мои слушатели погружались в глубокую медитацию,
и я испытал состояние, когда мой разум был свободен от мыслей.
Эта тишина была настолько питательной,
настолько завершенной,
что не нужно было играть что-то еще».

Сантур, народный музыкальный инструмент из долины Кашмир, стал классическим благодаря маэстро Шивкумару Шарме. В первые десятилетия 20-го века сантур или шата-тантри вина (Shata-Tantri Veena), как его называли в древние времена, использовался в качестве аккомпанемента, сопровождавшего особое пение, называемое Суфьяна Маусики. Когда прославленный вокалист из Джамму маэстро Ума Дутт Шарма и ученик маэстро Баде Рамдасджи из Бенараса узнали о сантуре, маэстро Ума Дутт Шарма убедился в потенциальных возможностях этого инструмента. После проведения дорогостоящего научного исследования он поручил своему единственному сыну Шивкумару установить его на концертной площадке. Остальное, как говориться, история.

Но путь к успеху был тернист. После нескольких трансляций и выступлений на радио в 1955 году он принял участие в концерте национального значения в Мумбае. Это стало поворотным моментом в его жизни, там он был встречен аплодисментами и там его критиковали ортодоксальные музыканты и слушатели. По их мнению, сантур не являлся полноценным музыкальным инструментом, на котором можно исполнять классическую музыку. Шивкумар не расстроился, и у него не пропало желание играть. Вместо этого он в характерной для него манере воспринял эту критику как вызов. После тщательного исследования он произвел несколько важных модификаций на этом стострунном инструменте, такие как новое хроматическое расположение нот и увеличил диапазон для исполнения в трех полных октавах. Кроме того, он создал новую технику игры, при которой он мог удерживать ноты и поддерживать продолжительное звучание. Сегодня сантур стоит наравне со всеми классическими музыкальными инструментами, на нем играют не только во всех частях Индии, но и разных странах мира. Маэстро Шарма никогда не идет на компромисс относительно чистоты музыки; благодаря использованию широкого подхода он создал новаторские, ставшие весьма популярными альбомы, такие как «Зов долины» («Call of the Valley»), «Чувства» («Feelings»), «Горы» («Mountains») и другие. Он среди тех редких музыкантов, которые могут успешно создавать и музыку к фильмам. На протяжение сорока лет сантур обязательно используется при исполнении музыки к индийским фильмам.

Родившийся в 1938 году, маэстро Шивкумар Шарма, прекрасный музыкант, великий композитор, отзывчивый и добрый гуру, сознательный и чуткий гражданин, эта живая легенда поистине является воплощением индийского характера и ценностей. За его огромный вклад мир музыки навсегда останется перед ним в долгу.

Примечание.
Сантур имел большую популярность в среде суфиев, он был неотъемлемой частью суфийской традиции sufiana kalaam — традиции чтения духовных стихов под музыкальный аккомпанемент. Будучи трапециидальной формы, сантур представлял семейство цитр. Упоминание его в Ригведе — части древнейших индийских текстов, делает его одним из самых ранних музыкальных инструментов. Santoor и его санскритский аналог означают «сотня струн». Шивкумар Шарма также внес некоторые изменения в свой инструмент, его сантур состоит из 87 струн натянутых в 29 рядов по три струны каждый, эти три струны (триплеты) настроены на одну ноту, а звукоизвлечение производится деревянными молоточками.
Послушать «Рага Рагешри».
P.S. Спасибо indianembassy.ru

Влияние индийской музыки на чакры

Шивкумар Шарма — живая легенда сантура.: 5 комментариев

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.