Индия — родина фламенко?

Потомственный гитарист фламенко родом из Польши Мигель Чаховский (Miguel CZACHOWSKI) изучая практику Сахаджа Йоги познакомился с индийской классической музыкой (ИКМ) и заинтересовался индийскими корнями фламенко. Изучал ИКМ в «Академии ИКМ и изящных искусств» в Вайтарне, Индия. Преподавал там гитару. Результатом стала:

«Indialucia — музыкальный проект, сплав двух очаровательных стилей музыки: индийской и фламенко. Альбом выражает и человеческий, и музыкальный сплав этих культур, которые, возможно, имели общих предков.

Импровизация и ритм — общие элементы в этих стилях и секрет их долголетия.
Запись была сделана между 1999 и2004 главным образом в Индии и Испании трудом многих больших мастеров двух континентов. Этот альбом — результат многолетней работы, впервые демонстрирует общие элементы фламенко и его индийских корней,сплавленных в одну художественную форму.

ИСТОРИЯ.

Примерно в девятом столетии, по неизвестным причинам, тысячи жителей северо-западной части Индии начали переселяться на запад. Они уходят из мест, называемых теперь Пенджабом и Пакистаном. В Персии они раскалываются, и одна часть идет через Палестину, Египет, Ливию, Тунис, Марокко и через Гибралтарский пролив, прибыв, наконец, на юг мавританской Испании, уже известные как “цыгане”. В этой области, известной как Андалузия (Al-Andalus), различные культуры сосуществовали в течение сотен лет. Это было единственное место, где цыгане, евреи, католики и мусульмане жили вместе в течение долгого времени. Каждая группа имела собственные традициии, музыку и инструменты. Спустя много лет, в начале 19-ого столетия, из-за взаимных влияний и смешивания всех этих элементов, появился таинственный и выразительный тип музыки. Сегодня мы знаем его как фламенко.

КОЛЫБЕЛЬ КУЛЬТУР.

Ближний Восток, особенно Индия, был колыбелью культуры и языка большинства народов Европы. Жители его северной части составляли самую старую цивилизацию мира, вместе с Египтом, Месопотамией и Китаем. Там, в долине реки Инда, появились первые религии, первые законы, инструменты и музыкальные записи. Самая старая книга, написанная в Индии приблизительно в 2000 до н.э., содержит молитвы, которые поют на одной, двух или трех нотах, которые со временем были преобразованы в гептатонику (от греческого hepta — семь и tonos – тон, звуковая система из 7 звуков разной высоты). Семизвучный лад, популярный уже в 350 до н.э, был записан как Са, Ре, Га, Ма, Па, Дха, Ни и остается в этом виде и теперь.

Индийский звукоряд более богат чем любой другой, так как имеет четверть-тона, промежуточные ноты между полутонами, давая 22 четверть-тона (шрути) в пределах одной октавы. Четверть-тона в индийской музыке присутствуют главным образом в украшениях мелодии. Однако для человека, приученного к европейской музыке, они могут казаться нестройными.

Где-то между 2-ым и 5-ыми столетиями была написана первая книга, посвященная искусству, Бхарата Натья Шастра, содержащая подробное описание вокальной и инструментальной музыки, так же танца. Согласно книге, основой индийской музыки является рага, последовательность по крайней мере пяти нот одного лада. Мелодия, основанная на раге, исполняется согласно определенным принципам и с определенным настроением. Книга перечисляет шесть главных раг, и каждая из них имеет ее разновидности. После преобразования в европейскую систему нотной записи, и предполагая, что первая нота в звукоряде будет звуком До (C), эти шесть раг выглядят так:
Бхайрав — C, Db, E, F, G, Ab, B, C
Шри — C, Db, E, F#, G, Ab, B, C
Малкаунс — C, Eb, F, Ab, Bb, C
Хиндол — C, E, F#, A, B, C
Дипак — C, Db, E, F#, A, B, C
Мегх — C, D, F, G, A, C

6-ое столетие было временем, когда каноны для музыки и искусств были окончательно установлены. Они действительны даже сегодня, поскольку давали начало развитию классической музыки, основанной на системе раг и ритмов, сопровождающих их. Индийская музыка начала развиваться все более быстро, и хорошие музыканты были оценены и востребованы правителями. Культура индийской музыки также влияла на другие страны, брамины вводили это в Персии и Аравии, таким образом распространяя на Запад. Одновременно, арабская музыка вошла в Андалусию, занятую арабами.

АНДАЛУСИЯ.

Первый правитель Al-Andalus, Абд ар-Рахман 1, приглашал к своему двору арабских музыкантов, которые принесли поэзию, песни и музыкальные инструменты: флейты, барабаны и арабские лютни – уд.

В 822, поэт и певец Абу аль-Хасан Али ибн Нафи приехал из Багдада в Кордову, он был известен как Цырьяб (Zyryаb — черная птица). Этот чрезвычайно талантливый человек играл ключевую роль в музыкальном образовании всей Андалузии, поскольку он основал академию, ввел арабо-персидскую систему музыкальной записи, и обучил более чем 10 000 музыкантов.

МУСУЛЬМАНЕ В ИНДИИ.

Вскоре начались первые набеги мусульман в северную Индию, и их высоко развитая арабская музыка начала влиять на индусов. Персидские музыканты и певцы обогатили уже существующую музыкальную традицию собственными элементами и инструментами и создали новые музыкальные формы. Одна из них — Каввали, песнопения, прославляющие Бога. Музыкальное развитие Индии достигло своего пика во время господства Аллаудина Хилиа (Allaudin Khilia) в 14-ом столетии. Эмир Хушро (1254-1324) был министром султана Моголов, поэт, музыкант и эксперт по индийской, персидской и арабской музыке. То, что он сделал для индийской музыки, нельзя сравнить ни с чем, сделанным до или после него. Он ввел много раг и ритмов, но, прежде всего, он создал два новых инструмента, которые сегодня составляют основу индийской музыки: ситар и табла.

ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ ИНДИИ.

Вторжения мусульман и разделения ими на касты в занятой области заставили часть людей оставить страну. Главным образом они принадлежали самой низкой касте “шудра” или “чандала”, кто был вне каст. Неизвестно, почему или когда они вынуждены были оставить Индию. Антропологи и историки имеют различные гипотезы. Однако, одна часть эмигрировала в начале 15-ого столетия, после вторжения Моголов под руководством Тамерлана Великого, занявшего северо-западную территорию Индии. Эти люди могли уже в 5-ом столетии эмигрировать из области реки Инда. Одна из персидских поэм 11-ого столетия рассказывает, что король Бехрам Гоур (Behram Gour, 420-438) попросил индийского раджу Шанкал послать музыкантов к его двору, чтобы ободрить печальных персов. Раджа послал ему 10 000 музыкантов обоих полов, называемых Лури, способных играть на струнных инструментах, петь и танцевать. Однако, они не захотели посвятить себя сельскому хозяйству и со временем были высланы из Персии и пошли далее на запад.

Караваны кочующих индусов перемещались на запад, они впитывали элементы культур тех стран, через которые они проходили. Когда они достигли Испании, их язык, танцы и пение были все еще подобны взятым из Индии. Первые цыганские племена обосновались в Андалусии в течение господства Абд ар-Рахмана III, в 10-ом столетии. В начале они утверждали, что были паломниками из Египта. Вторая группа цыган, продвигаясь северным путем, ведущим через Афганистан, Византию, Армению, Грецию, Сербию, Германию и Францию, достигла Испании в 1425. Обе группы цыган встретились на полуострове — однако, они больше не были прежними людьми. Впитав культуры стран, через которые они прошли, были значительно изменены музыка, язык и обычаи.

ФЛАМЕНКО — GITANOS.

Сегодня мы знаем,что фламенко пришло от цыган Андалусии. Они создали музыку, которая отлична от цыганской музыки любой другой части Европы. Они не приносили в Испанию ничего, что напоминает фламенко. Не было найденно никаких следов этой музыки в странах, через которые они прошли. Тогда, почему фламенко было создано в Андалусии и нигде более, если все цыгане пришли из той же самой части света?

Когда первые цыганские племена прибыли в Андалусию, там уже существовала высокоразвитая музыкальная культура. Цыгане впитали ее очень быстро, переняв на свой лад. Через три столетия они извлекли из этой смеси культур нечто, что позже будут называть фламенко.

На создание танца фламенко и пения влияли не только уже существующие там культуры людей, но также и их характеры, образ жизни и социальное положение.

В Андалусии, в маленьких белых горных городах, в шаге от руин старых крепостей мавров, цыгане столкнулись с людьми, которые были подобны им, евреями и  мусульманами, силой обращенными в католицизм в 1502 (Morisques, Morisco). Они смешивались между собой, потому что они принадлежали к одной социальной группе.Чувство взаимного доверия и дружеские отношения усилились между 15-ым и 18-ым столетиями после введения законов касательно цыган. Цыгане, лишенные прав точно так же, как евреи и Morisques, оказались перед тем же страданием, бедностью и преследованием. Это нашло отражение в темах и характере более поздних песен фламенко, выражающих страдание и боль. В то же самое время, в конце 18-ого столетия, появляется первое упоминание о музыке фламенко.

ПУТЬ К ПРИЗНАНИЮ.

Это были песни из Херес-де-ла-Фронтеры, исполняемые цыганом, известным как Tбo Луис эль де ла Джулиана. Что-то, еще не названное как фламенко, звучало в свете печей кузнецов или в цыганских жилищах. Цыгане пели и танцевали в течение многих столетий, однако до середины 18-ого столетия мы не в состоянии сказать, какие это были мелодии. Из рисунков, сохранившихся с того времени, мы можем узнать, что до гитары роль сопровождающих инструментов играли тамбурин, кастаньеты, скрипка, молот и наковальня, а особенно хлопание в ладоши. Постепенно цыганские песни начали выходить из уличных кузниц, небольших таверен и внутренних двориков. Напев кузнеца на ритм наковальни стал песней, названной martinete, песня об одиночестве – soleа, плач заключенного — carcelera. То, что прежде играло очень мистическую и личную роль, иногда даже религиозную, постепенно стало частью культуры всех цыган, они начали оценивать песни и танцы за особенности форм и мелодии. Позже, с добавлением шестой струны, гитара стала сопровождающим инструментом. Пение в тавернах стало своего рода ритуалом и традицией до такой степени, что некоторые таверны сосредоточились главным образом на музыке. Цыгане были связаны с пением и танцем, и их образ жизни и музыка стали темой многих поэм и театральных представлений.

Несколько лет спустя, фламенко внезапно распространяется по всей Испании благодаря не только цыганами, но также и мадридскими payos (не-цыганам). В середине 19-ого столетия было много клубов, где каждую ночь исполняли фламенко. Появлялось все больше новых артистов и фламенко стало искусством всей страны.

За последующие 50 лет были созданы большинство песен, музыки и танцев, известных сегодня. Пение стало цениться не только цыганами, но и социальной верхушкой, которая начала посещать действия.

Это искренее выражение эмоций через пение, музыку и танец стало средством, через которое художники могли сосредоточиться на их артистическом развитии, создавая новые формы и собственный стиль. Вторая половина 20-ого столетия была временем, когда это искусство полностью расцвело, и сегодня это — самая популярная этническая музыка.

ЦЫГАН ИЛИ ИНДУС?

Покинув Индию, цыгане сохранили особенности их родного языка. Их диалект подобен языку хинди, пали и пенджаби, полученных от санскрита и используемых на территории Индостана, Пенджаба и королевства Синдх. Довольно много слов, взятых из стран, где цыгане останавливались, могут быть доказательством их скитаний.

Их внешность с темным цветом волос, лица и глаз, подобна жителям долины реки Инд из центрального и западного Индостана. Одна хроника 15-ого столетия говорит о них:

«… Они были тощими, темными, и они ели как свиньи. Их женщины носили рубашки, обвешанные поперек тканями, и имели чрезвычайно красивые серьги…».
Даже сегодня индусы в той области являются тощими, темными и едят пальцами (хотя это — традиция многих поколений и в значительной степени вопрос удобства). Характерная особенность традиционного платья из Пенджаба -penjabi — является шаль с бахромой по краям, и женщины любят носить украшения и драгоценности.
Таким образом цыгане с индийским происхождением становились испанцами, и их индивидуальность постепенно исчезала. Сегодня андалусские Gitanos говорят на испанском языке. Только некоторые слова или выражения из старого языка испанских цыган Calо, Zincalе или Romani остаются в использовании, и даже ими говорят согласно принципам испанской грамматики.

ИНДИЙСКАЯ МУЗЫКА И ФЛАМЕНКО.

Индийская музыка не выделяет гармонию, контрапункт или аккорды, но очень четко основана на мелодии и ритме. Музыкальная традиция Индии, несмотря на ее долгое существование, никогда не развивала элементы, типичные для европейской музыки, но произвела чрезвычайно усложненные ритмы и сотни ладов, неизвестных музыкантам из Европы. Ритмичные схемы этой музыки, вероятно, столь же трудны для европейца, как полифония или джазовая гармония для индийца.

Однако, характерная особенность и джазовой, и классической индийской музыки — импровизация, которая занимает 90 % концерта. Постоянно повторяющаяся тема и ее импровизированные изменения присутствуют в создании обоих этих стилей. В определениях ритма и настроения индийская музыка во многом напоминает фламенко.

Ритм вслед за мелодией составляет основу композиции и является также темой для импровизации. Неравномерно распределенные ударения в циклах индийской музыки, так же как во фламенко, требуют большого чувства ритма от музыканта. Чрезвычайно динамические ритмичные части в диалогах между мелодичными и ударными инструментами – как между гитарой и чечеткой танцора или кахоном (ударный инструмент). В этом случае используются готовые ходы, в которых они оба прерывают фразу идеально-одновременно. Такие ритмичные уловки производят большое впечатление на слушателей, которые выражают свое восхищение криками «kiabathe», «uaa» или «Allah» (прямые эквиваленты фламенко – «ole»).
Чрезвычайно динамическая форма фламенко, bulerias, содержит элементы выражения, инструментальной виртуозности и ощущения ритма, которые в индийской музыке присутствуют в более быстрых частях раг (джугал банди). Свободные формы фламенко, лишенные ритма, типа martinete, tarantas, granainas или saeta напоминают aalap, который является первой частью раги, выполненной свободно, с очень мистическим характером.

Одним из самых старых ритмов, установленных в индийской музыке, был ektal — со структурой 12 ударов. Во фламенко основой большинства форм является compаs, который показывает ту же самую структуру. Единственное, что делает его отличным от индийского ритма — ударения и способ выражения. Индийский музыкант обычно начинает и заканчивает импровизацию вместе с первым ударом цикла, подчеркивая это и давая слушателю догнать ритм.
Во фламенко, особенно в более современном, синкопированная фраза или ударение лежат между ударами цикла, и это — намерение исполнителя удивить слушателя, доставить ему удовольствие.

Пение фламенко – восточного происхождения и основывается на трех ладах, которые популярны также в индийской музыке. Например, seguiryias, bulerias, tarantas, soleares или танго основаны на рагах bhairavi, bhairav или basant mukhari. Melismata и portamento, используемый в индийской музыке, очень близко к фламенко, но намного сложнее. Мелодичный диапазон во фламенко редко пересекает пределы шестой октавы, тогда как в индийском пении диапазон зависит только от способностей певца и может охватить даже три октавы. Подобия с пением фламенко могли быть замечены также в qawwali, пришедшем из Пакистана, где исполнитель почти выкрикивает слова песни хриплым голосом.

В существующей форме танца фламенко мы можем проследить определенные подобия стилю Катхак с севера Индии. Элементы, которые напоминают танец андалусских цыган — движения рук, кистей и пальцев, типичны для этого вида танца. В обоих стилях танец обычно исполняется одним человеком, и это тесно связано с музыкой и ритмом.


Во фламенко танцору аккомпанирует гитара, пение, хлопки и кахон, так же и в Катхак, кроме пения, может играть табла, пакхавадж, ситар или саранги. Катхак танцуют босиком и ритм задают колокольчики на лодыжках танцовщицы и удары ног о пол.
Фламенко, однако, является более динамичным, иногда даже агрессивным, или с эротическим характером. Во фламенко танцовщица не рассказывает истории, и ее движения и жесты не имеют никакого значения: они выражают эмоции, или подчеркивают значение лирики и характера сопровождающей их мелодии.
Мы не можем сказать наверняка, что корни фламенко — в Индии. Однако мы знаем, что цыгане оставили Индию давным-давно.

Можно было задаться вопросом: приди они из Китая, развилось бы фламенко в форме, которую мы знаем сегодня?

Даже если оба этих чрезвычайно интересных жанра музыки непосредственно не связаны, можно заявить, что общее в индийской музыке и фламенко — их эмоциональность, выразительность, ритм, глубина и чувственность.»

Прослушать все.

Translated from English by volodimir108 .

короткая ссылка на этот пост: http://wp.me/pacma-q

15 комментариев (+add yours?)

  1. TANIA
    Апр 23, 2008 @ 07:04:18

    Слышала пословицу,которая звучит примерно так:»Цыган кочует,-пока в мире ветер дует,а этот мир существует-пока цыган кочует».

    Ответить

  2. volodimir108
    Апр 23, 2008 @ 08:32:29

    Ответить

  3. nao
    Май 24, 2008 @ 19:59:33

    Классно! Спасибо за пост! 🙂

    Ответить

  4. volodimir108
    Май 24, 2008 @ 21:40:53

    Пожалуйста!

    Ответить

  5. volodimir108
    Июн 29, 2008 @ 22:04:43

    Вот, кстати, и пример — катхак и фламенко:
    http://name4me.livejournal.com/18718.html?view=44318#t44318

    Ответить

  6. Маяковская
    Дек 21, 2008 @ 18:22:02

    Проникновенная музыка, удивительная Индия. Спасибо.

    Ответить

  7. Демьян
    Фев 01, 2009 @ 08:52:09

    Вижу автор действительно один из немногих, кто действительно хорошо пишет.

    Ответить

  8. Людмила и Владимир
    Ноя 14, 2009 @ 14:18:32

    Спасибо Владимир что ты умеешь дарить нам красоту музыки через интернет.Жаль что друзья на моей страничке не могут ее услышать.

    Ответить

  9. Trackback: Шопен а-ля фламенко! « Сахаджа Йога.Live
  10. Alex
    Апр 18, 2010 @ 04:08:19

    Payos-Tak Zugane v Ispanii nazuvaut vseh kto ne zugan.

    Ответить

  11. achadidi
    Апр 23, 2010 @ 14:08:48

    Вторжения мусульман и разделения ими на касты в занятой области заставили часть людей оставить страну. Главным образом они принадлежали самой низкой касте “шудра” или “чандала”, кто был вне каст. Неизвестно, почему или когда они вынуждены были оставить Индию.

    чето у вас все перемешано!
    какое отношение мусульмане в индии имеют к разделению на касты?
    касты в индии появились уже до начала эры и нормативно зафиксированы в манусмрити!
    и вообще шудра это 4 каста, 5 не было и неприкасаемые стояли вне кастовой системы

    Ответить

    • volodimir108
      Апр 23, 2010 @ 20:59:44

      Спасибо за отзыв! Эта заметка — перевод, я не менял ничего из слов автора, а ошибиться может каждый. Если в целом вам понравилось, можете взять текст в сокращении для своего сайта (с ссылкой, плиз).

      Ответить

  12. Trackback: Два шедевра « Сахаджа Йога.Live
  13. Trackback: Индиалусия | Сахаджа Йога.Live

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: