Три возраста души

Человек как растение – либо растет, либо отмирает. Третьего не дано.
Освальд Шпенглер
Читая разные блоги, я заметил определёную независящую от темы закономерность: по основному настроению их все можно разделить на три части. Так как блог — всего лишь проекция человека, говорить мы будем, конечно, о людях. Точнее — о психике, что, в переводе с греческого, означает душа. Душа человека в своём развитии проходит три ступени.

evolution

Первая ступень — безразличие. Ко всем, кроме себя.Ранее детство. В таких душах блогах много фоток из турецких отелей или египетских пляжей, открыток и котов. Читать, как правило, нечего, или, что ещё хуже — слишком много: стихи к праздникам, цитаты по десять страниц. В общем, умильное агуканье с вкраплениями обычных детских неожиданностей.

Вторая ступень — ненависть. Это — юность. Человек только начал соображать — а тут так много несправедливости и лжи вокруг! Разрушить до основанья! …А затем, когда пыл немного пройдёт, оглядеться и увидеть, что тьмы не стало меньше, да и сам далеко не весь в белом. И, вместе с разочарованием и усталостью, приходит зрелость.

Это — третья пора, пора любви. Смирившись со своими недостатками, легче прощать их  другим. Вчерашние враги оказались просто неразумными детьми, ну как на них сердиться? Разве что, вместо палок и камней, дать мяч поиграть… Разоблачения негодяев и борьба с хамьём не исчезли, а переместились во внутренний мир: » был ли я прав?», «могу ли я что-то сделать?». На этом пути человек созидает. Себя, в первую очередь. Осознаёт своё внутреннее богатство и стремится им поделиться.

Естественно, в жизни нет ни чисто чёрного, ни чисто белого, и душа человека растёт постепенно. Я не знаю никого, кто прошёл бы все ступени за раз, тут нужны многие жизни. Но никто не выше и не ниже, как в семье одинаково важны и дети, и старики.

Примечательна схожесть с йогой: сперва тамо-гуна, невежество, чувства, привязанность к прошлому. Потом — раджа-гуна: действия, осмысление, устремление в будущее. Наконец, сатва-гуна: наблюдение, невмешательство, ненасилие, жизнь в настоящем времени. Подробнее здесь.

P.S.

Эпиграф нашёлся, как всегда, «случайно». Оказалось, его автор  рассматривал мировую историю как ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу «цивилизации», для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивное вторжение вовне, техницизм, урбанизация и терроризм.

Советую почитать:  Освальд Шпенглер (1880—1936), «Закат Европы»

Короткая ссылка на этот пост: http://wp.me/pacma-yW

9 комментариев (+add yours?)

  1. purespirit
    Июн 18, 2010 @ 13:45:12

    супер, спасибо

    Ответить

  2. Лина51
    Июн 19, 2010 @ 19:02:22

    Есть детский, юный, молодой, зрелый и старый возраста души. А каждый возхраст души подразделяется на семь подуровней.
    Более молодые души не глупее и не хуже старых. Их уроки связаны с выживанием, амбициями, структурой и успехом, тогда как уроки старых душ относятся к вселенским и эмоциональным связям. Молодые души — естественная часть единого целого. Вы, безусловно, знаете, что в мире все взаимосвязано? Итак, если вы допускаете мысль о собственном превосходстве, учитесь проявлять терпимость ко всем остальным — иначе вас ожидает лишь тоскливое одиночество.

    Ответить

    • volodimir108
      Июн 20, 2010 @ 13:02:07

      Лина51, вы дочитали до конца?
      «Но никто не выше и не ниже, как в семье одинаково важны и дети, и старики».
      Или вас интересует только собственное мнение? 🙂

      Ответить

  3. татьяна
    Июн 21, 2010 @ 09:25:24

    Мне очень понравилось Володя, просто и ясно. В связи с этим мне вспомнилась одна притча, кот. я очень люблю и кот. подтверждает вашу точку зрения. Древний Китай. Как-то раз Конфуций услышал, что появился поблизости новый учитель Лао-Цзи и этот учитель имеет много последователей. Итак Конфуций решил навестить нового учителя и познакомиться с ним. Когда он вошел в жилище к Лао-Цзи, тот даже не поднялся его поприветствовать. Конфуций был несколько удивлен и спросил Лао-Цзи, что он думает об уважительном отношении к гостям если ему даже не предложили присесть, на что Лао-Цзи ответил: «Кто я такой, чтобы говорить тебе, что ты должен делать. Если хочешь сидеть сиди, если хочешь стоять стой.» Когда Конфуций решил завести разговор о высшей природе человека Лао-Цзи ответил:»Дерево есть дерево, человек есть человек. Никто не ниже и никто не выше, все это ерунда и бессмыслица.

    Ответить

  4. Ekaterina
    Июн 21, 2010 @ 09:57:22

    Моему неоадвайтическому способу смотреть на мир особенно импонирует даже не самО изящное деление на возрастные периоды, а упор на то, что ВСЕ имеет право на существование (а, соответственно, и на исчезновение, раз уж родилось) — т.е. принятие всего (что никоим образом не означает одобрение). Блестящих граней в чудесном посте volodimir множество; эта — та, что сверкает мне. И более, чем доставил коммент Татьяны — просто в точку!

    Ответить

  5. axinia
    Июн 21, 2010 @ 10:07:43

    genial’no, kak vsegda!! 🙂

    Ответить

  6. volodimir108
    Июн 21, 2010 @ 10:23:35

    Захвалили 🙂
    Спасибо!

    Ответить

  7. Avestiec
    Июн 30, 2010 @ 16:26:32

    Гм-м-м… Оригинально.. Невольно проецируешь прочитанное на себя))

    Ответить

  8. Helen T
    Июл 05, 2010 @ 15:38:51

    Интересные ассоциации, и — в точку. Спасибо.

    Ответить

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: