Ничто не ново под Луной,
под Солнцем — и подавно!
Управление гневом — наука древняя. При нынешнем обилии психо-тренингов полезно читать отцов-основателей, чтобы не переплачивать тренинго-психам.
Спасибо за идею, Диффио! К твоей подборке я решил добавить еще пару притч и, собственно, первоисточник.
«Держать в себе гнев, это как схватить горящий уголь с целью бросить в другого, — ты будешь один из тех, кто обожжется»
«В споре, в момент когда ты начал чувствовать гнев, ты прекратил бороться за истину, а стал бороться только за себя»
«Ты не будешь наказан за свой гнев, ты будешь наказан своим гневом»
«Гнев, пьянство, упрямство, фанатизм, ложь, зависть, самовосхваление, высокомерие и злые намерения создают нечистоту, а не мясная пища» (для вегетарианцев)
«Кто сдерживает пробудившийся гнев, как сошедшую с пути колесницу, того я называю колесничим; остальные просто держат вожжи»
Притча про Будду и про разбойника Ангулиму.
Ангулима был известным разбойником в Индии и посчитал, что такой человек, как Будда, не должен существовать, что он своими проповедями смущает народ. И вот он шел за Буддой и кричал:
— Эй, Будда, остановись!
Будда не обращал внимания.
— Эй ты, Будда, остановись, в конце концов!
Будда продолжал идти дальше.
— Я тебе говорю, остановись! Сам Ангулима тебе говорит! Меня вся Индия знает!
Будда неожиданно спокойно, полуобернувшись, ответил:
— А я уже давно остановился, — продолжая идти.
Плевок
Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:
— Ты что-нибудь еще хочешь сказать?
Его ученик, Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
— Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Я поставлю его на место!
— Ананда, — ответил Будда, — Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Он хочет что-то сказать, но слова неадекватны. Это и моя проблема. Этот человек находится в той же лодке: он так зол, что никакое слово не может выразить его гнева, — точно как и я в такой любви, что никакое слово, никакое действие не может ее выразить.
Человек слышал весь диалог. Он ушел и не мог уснуть всю ночь. Рано утром он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
— Прости меня!
Будда произнес:
— Забудь об этом! Человека, в которого ты плюнул, больше нет, и человека, который плюнул, больше нет. Вчерашнего дня больше нет. И как я могу тебя простить? Ты плюнул в кого-то, кого уже нет.
Просто идите своим путем
Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны сделать?
Ученик сказал:
— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала сухая ветка.
Будда сказал:
— Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путем, будто ничего и не случилось.
ДХАММАПАДА
XVII. Глава о гневе
219. Пусть он откажется от гнева, пусть он оставит самодовольство, пусть он превозможет все привязанности. Никакие несчастья не случаются с тем, кто не привязан к имени и форме.
220. Кто сдерживает пробудившийся гнев, как сошедшую с пути колесницу, того я называю колесничим; остальные — просто держат вожжи.
221. Да победит он гнев отсутствием гнева, недоброе — добрым, да победит он скупость щедростью, правдой — лжеца.
222. Говори правду, не поддавайся гневу; если тебя просят, — пусть о немногом, — дай. С помощью этих трех условий можно приблизиться к богам.
223. Мудрецы, которые никого не обижают, чья плоть всегда смирена, идут в неизменяемое место, и, придя туда, они страдают.
224. У тех, кто постоянно бодрствует, денно и нощно учится и стремится к Нирване, исчезают желания.
225. Старо это присловье, о Атула, и в ходу оно не только в наше время: «Они порицают сидящего спокойно, они порицают многоречивого, и того, кто говорит в меру, порицают они». Нет ничего в мире, что бы они не порицали.
226. И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицания или только похвалы.
227. кто безупречен в поведении, мудр, исполнен знания и добродетели, того, наблюдая его день за днем, восхваляют мудрые.
228. Кто решится порицать того, кто подобен монете, сделанной из золота реки Джабу? Даже боги восхваляют его: самим Брахмой прославлен он.
229. Остерегайся грехов тела, будь сдержан во всем, что касается тела; избавившись от грехов тела, будь безгрешен телом.
230. Остерегайся грехов слова, будь сдержан во всем, что касается слова; избавившись от грехов слова, будь безгрешен словом.
231. Остерегайся грехов ума, будь сдержан во всем, что касается ума; избавившись от грехов ума, будь безгрешен умом.
232. Мудрые сдержаны телом; они также сдержаны в слове; мудрые сдержаны умом; они поистине во всем сдержаны.
Для подавления гнева есть весьма простые физические способы, конечно же, при содействии сознания. Между сознанием и телом нет границы, а есть плавный переход, что используется в йоге — влиять на сознание через тело. Например, солевые ванны для ног (ссылка)
если мужчина позволяет гневаться он огорчает Шри Раму-Шри Ситу, а если женщина гневается то Шри Шиву- Шри Парвати, мы же разные — то и гнев у нас разный, не гневаться значит поддерживать нужную температуру, иначе он превращается в пылающий уголек, а уголек вызовет нехорошую болезнь
Спасибо, Станислав, ты, как всегда, обстоятелен!
Для «непосвященных» поясню, что Сита-Рама и Шива-Парвати в йоге считаются покровителями правой и левой сердечной чакры соответственно.
Какие замечательные притчи, просто бальзам на душу.
223. Мудрецы, которые никого не обижают, чья плоть всегда смирена, идут в неизменяемое место, и, придя туда, они страдают.
что значит это??
а я откуда знаю? 🙂 откуда выдержка?
«Ты не будешь наказан за свой гнев, ты будешь наказан своим гневом». Многие люди, верующие в религию, считают, что будут наказаны ЗА ГНЕВ кем-то (скорее всего, Богом). Люди, верующие в Бога, знают, что будут наказаны ГНЕВОМ.
хорошо сказано!